i Арт-группа "Квадрат"
Отчет с концерта квартета Игоря Володина

Отчет с концерта квартета Игоря Володина

Март 21, 2013 

В материале использован текст Елены Сергиевской для журнала «Джаз.ру» от 20 марта 2013 г.

Пианист Игорь Володин: «Мне кажется, до очень многих сердец мы сумели достучаться»

29 января состоялся концерт ансамбля под руководством тихвинского пианиста и композитора Игоря Володина с одним из лидеров московской импровизационной сцены саксофонистом Алексеем Кругловым.

Игорь Володин — музыкант, обладающий особым композиторским даром, его музыка красочна, аллегорична и образна. Пианист и композитор, организатор и музыкальный руководитель ежегодного джазового фестиваля «Сентябрь в Тихвине». Игорь Володин разрабатывает особый музыкальный стиль, говоря о том, что «музыка должна быть глубокой, содержательной и волнующей…»

Вместе с Игорем Володиным в Воронеже играли его давние соратники — контрабасист Юрий Грибецкий (г. Тихвин) и участник легендарной джаз-группы «Архангельск», один из самых самобытных российских барабанщиков, художник перкуссионного искусства Олег Юданов.

— Мне очень нравится сотрудничать с фри-музыкантами — Лёшей Кругловым, Олегом Юдановым и другими. Они так здорово умеют «рисовать» звуками, и это оказалось так нужно для моих музыкальных тем! Им достаточно рассказать, что я хочу слышать (и видеть) — и всё оживает. И у нас получается такой синтез — русский северный мелодизм с элементами free.

Ключевые слова в этом высказывании Володина — о том, что музыку он видит и слышит. Именно так, «в одном флаконе». Неспроста название одного из его альбомов — «Негромкий свет». Осязаемое и при этом ускользающее единство. Рецензия на этот диск породила очень интересное обсуждение: музыка Володина проста? Или нет? Простота — это хорошо или плохо? Я согласна со многими высказанными там мыслями, но, по-моему, не в простоте главное качество володинского стиля, а в ясности. Ясности замысла, ясности воплощения. Ясности в подходе к выбору выразительных средств, музыкального языка. От этого и понимание слушателей, и сотворчество музыкантов-импровизаторов — ясно сформулированная мысль находит живой отклик. Антиномии «новое — старое», «авангард — традиция» отходят на второй план, и подлинная современность чувствуется в музыкальном высказывании, если оно ясно формулирует отношение к миру человека, живущего сегодня и размышляющего о сегодняшнем дне.

Какую при этом наклеить этикетку, как определить стиль — не мой вопрос, хотя как музыковед я вроде бы должна сильно об этом заботиться. Но я считаю, что стремление «припечатать» новым термином всё и вся (сегодня, похоже, для каждого отдельного сочинения придумывается новый стилевой «ценник», попробуйте представить это для каждой следующей сонаты Бетховена…) — это явный перенос законов рынка в искусство. В этой статье не место развивать тему, но, может быть, кто-нибудь захочет по ней высказаться в комментариях.

Воронежский концерт прошёл в Книжном клубе «Петровский».

— Это необычные места, — говорит Игорь Володин.  На первый взгляд — совершенно не для джазовых концертов. Но, как оказалось, наша музыка как нельзя хорошо вписалась в атмосферу именно этих мест.

Спрессованное под корешками книг время и знание создаёт особую ауру библиотек, которые в очень многих городах стали центрами притяжения культуры. И музыке там самое место, особенно интеллигентной, размышляющей, ищущей смыслы — именно такая у Игоря Володина и его группы.

— Меня иногда спрашивают: какая публика приходит на ваши концерты? А я всегда отвечаю, что мне гораздо важнее, какими люди уходят после всего услышанного. Ведь это ещё и ответственность — играть со сцены только свою музыку. И, как мне кажется, до очень многих сердец мы сумели достучаться.

Пока никто, даже сам Игорь, не знает, какие новые музыкальные мысли начнут прорастать из этих впечатлений; но в том, что они будут, сомнений нет.

Фотографии Геннадия Шакина, Марины Пекаревой.


Комментарии

Комментирование запрещено.