i Арт-группа "Квадрат"
Отчет с концерта джазового проекта «Арт-ансамбль»

Отчет с концерта джазового проекта «Арт-ансамбль»

Март 10, 2013 

В качестве отчета статья Виталия Черникова «Архангельские узоры» для газеты «Коммуна» № 30 (26052) от 02.03.2013г.

В Воронеже выступил джазовый «Арт-ансамбль»

Костяк этого проекта – музыканты из Архангельска, когда-то игравшие в легендарной группе, названной в честь этого города. Взгляните на карту мира: не так уж много на планете мест, столь далёких от джаза. Тем не менее, основанный Владимиром Резицким «Архангельск» был одним из первых в СССР новоджазовых коллективов. И, судя по отзывам тех, кто слышал их музыку, – одним из самобытнейших.

Вот что пишет об этой группе (к сожалению, оставившей после себя до обидного мало записей) саксофонист Сергей Летов:

«Это совершенно уникальное явление в культуре конца XX века. Это единственный стабильный коллектив в России, который играл неподражательную оригинальную неакадемическую музыку еще в советские доперестроечные времена, да к тому же не подпольно, а активно её пропагандируя вплоть до выступления в колхозах и концертах «в рабочий полдень». «Архангельск» Резицкого умудрялся непостижимым мне образом играть авангардистскую программу даже в центральном ресторане Архангельска и сумел приучить к ней местную публику».

Одну из композиций, исполненных на концерте в книжном клубе «Петровский», участники «Арт-ансамбля» посвятили памяти своего учителя.

Лидер «Арт-ансамбля» – гитарист Тим Дорофеев. Он продолжает дело Резицкого, проводя в родном Архангельске фестивали джаза и блюза.

В составе группы – один из виртуознейших российских барабанщиков Олег Юданов. Среди пятерых участников проекта в Воронеже он, вероятно, наиболее известен – честное слово, непросто забыть его появления на «Джазовой провинции». Как раз на одном из фестивалей он выступал в составе проекта ещё одного участника недавнего концерта в «Петровском» – саксофониста Алексея Круглова. Вот каким выглядело это на «Провинции»: «Круглов то играл сразу на трёх саксофонах, то выдувал нечто атональное из флейты в недра рояля «August Forster», то исчезал со сцены, чтобы неожиданно, словно по мановению волшебной палочки, возникнуть где-то посередине зала. А то, что творил барабанщик и перкуссионист Олег Юданов, иначе как священнодействием, и не назовёшь».

И вот спустя несколько лет в книжном клубе «Петровский» звучала музыка двух композиторов – Тима Дорофеева и Алексея Круглова. Программа воронежского концерта построена была на контрастах. Настроение дорофеевских номеров более лирично.

Уже по концерту на «Джазовой провинции» было заметно, что улыбчивый Круглов тяготеет к мрачноватому гротеску. Вот и его «Поэт» (звучавший в «Петровском» сразу после светлых и умиротворённых дорофеевских «Узоров») показался мне чем-то близким по духу песне «Вы жертвою пали».

Во время исполнения лихой интерпретации народной песни «Как летел павлин» музыканты прямо со своими инструментами отправились в прогулку по ликующему зрительному залу (за исключением Юданова, выдававшего в ту минуту одно из своих неописуемых соло). Чтобы, вернувшись, сыграть – как логичное продолжение этой вещи – внешне не слишком-то весёлое кругловское «Восхождение».

При этом от самого концерта, как ни удивительно, послевкусие осталось вполне праздничное. В исполнении «Арт-ансамбля» даже трагедия выглядит как-то обаятельно. Даже в самой «мрачной» вещи присутствует элемент комический. Тот же Алексей Круглов на концерте играл на двух саксофонах: один из них – настоящий, второй – детский, игрушечный, трогательно жёлтый.

Не случайно же оказавшаяся среди зрителей маленькая девочка весь концерт приплясывала под музыку «Арт-ансамбля».

Фотографии: Сергей Береза, Михаил Квасов.


Комментарии

Комментирование запрещено.