i Арт-группа "Квадрат"
Отчет с поэтического вечера Фёдора Сваровского

Отчет с поэтического вечера Фёдора Сваровского

Ноябрь 5, 2012 

В качестве отчета использована статья Родиона Прилепина ««Новый Эпос» Фёдора Сваровского».

28 октября 2012 года в Воронеже выступил московский поэт Фёдор Сваровский. Хотя сразу нужно сказать, что прилагательное «московский» не совсем точно. С одной стороны, Фёдор – москвич, но стихи его так фантастичны, что хочется назвать его космополитом.

Поэт читал свои стихи в Книжном клубе «Петровский». Его выступление стало первым в запланированной серии литературных мероприятий клуба. Эту серию составят поэты со всей страны и известные воронежцы. В планах – выступления многих именитых авторов: Андрея Родионова, Дмитрия Воденникова, Станислава Львовского и других.

До своего выступления Фёдор провёл мастер-класс для начинающих воронежских поэтов. На нём он рассказал о литературном направлении «Новый эпос», одним из теоретиков которого является сам. По словам поэта, это направление стало ярко выделяться в двухтысячные годы. Тексты, похожие на него, встречались и в семидесятые, и в период обэриутов. Но пик популярности приходится именно на двухтысячные. «Новый эпос» – это направление в литературе, которому присуща определенная форма взаимоотношения автора и текста. Тексты в «Новом эпосе» как бы не принадлежат автору. Автор выступает в роли транслятора, медиума. А от текста возникает ощущение, что он – отдельная часть неизвестной реальности, в которой свои законы и обычаи. «Новому эпосу» присущи нарратив, сюжетность, крайность событий и фантастичность. Яркими представителями, помимо самого Фёдора, являются поэты Леонид Шваб, Арсений Ровинский, частично Андрей Родионов, частично Мария Степанова и другие.

Популярность к Фёдору Сваровскому пришла в интернете. Затем стали выходить книги.

«Все хотят быть роботами» получила Малую премию «Московский счет» (2007 г.), также книга вошла в шорт-лист премии Андрея Белого (2007 г.). На вечере в Книжном клубе «Петровский» все желающие имели возможность приобрести эту книгу и получить автограф.

На выступление собрался полный зал. Стоит отметить, что почитателями таланта Сваровского являются люди совершенно разных возрастов. Про «бой при Мадабалхане» и про Игоря Равильевича Сайфутдинова (последнего человека на луне) с удовольствием слушали все. Стихи, прозвучавшие в Воронеже, хорошо характеризуются словами самого Сваровского: «Я хочу заполнить пространство стихами, которые мне бы нравились». То есть он пишет стихи, которых нет, но которые он, Фёдор, хотел бы встретить и прочитать. Все тексты  нарративны и сюжетны. Действие в них может происходить где угодно, когда угодно и с кем угодно. Роботы и гуманоиды, прошлое, настоящее и будущее, Земля и другие космические объекты, какие угодно обстоятельства и какие угодно события. В текстах Фёдора популяция людей обширно разрослась по вселенной, роботы стали полноценными и равными жителями Земли, а инопланетянам никто не удивляется даже в метро.

Эпос Сваровского – это экзистенция и точная конструкция несуществующих реалий, где фабула может оказаться всего лишь фикцией, выдумкой. Роботы похожи на людей, люди похожи на роботов. Сердца роботов идентичны человеческим сердцам: в них та же любовь и с ними тоже может случиться инфаркт. И вся эта нереальность оказалась очень близка слушателям. Многие усмотрели в космополитической поэзии Фёдора находку, многие – повседневность, многие сказали: «Он пишет о нас, просто использует маски». Но всем пришедшим, безусловно, понравилось путешествие в другие измерения и миры  Фёдора Сваровского. Читал он монотонно, но это необходимо: такая манера чтения не отвлекала от стихов. Следить за сюжетом, сопереживать и быть начеку одновременно – необходимое умение слушателей и читателей Сваровского. Это тяжело, но, как известно, читать – это тратиться духовно и физически. Сопереживать – это большой труд. На вечере в Книжном клубе «Петровский» было чему сопереживать.

Фотографии Татьяны Батехиной


Комментарии

Комментирование запрещено.