i Арт-группа "Квадрат"
Отчет с концерта группы «Happy55»

Отчет с концерта группы «Happy55»

Май 3, 2012 

В качестве отчета статья Леонида Диденко «Музыкальный экстремум» для газеты «Воронежский курьер» от 3 мая 2012 г.

Впервые за долгое время в Воронеже, в ДК железнодорожников, дала концерт группа «Happy 55» – коллектив неоклассики, считающийся молодым, несмотря на десятилетнюю историю.

После концерта можно сказать, что в городе отчасти состоялось «гуманитарное Сколково». Во всяком случае, у воронежцев есть повод похвастаться собственной оригинальной музыкой – инновационной, но не покидающей русла классики.

Участники Happy 55 придерживаются строгих правил, поскольку прошли академическую школу. Ярослав Борисов работает концертмейстером Воронежского музучилища, а его коллеги играют в губернаторском симфоническом оркестре. Наверное, такую музыку, как они, писали бы композиторы XVIII – XIX веков, если бы им довелось жить в условиях мегаполиса, смотреть наши новости и телешоу, слушать городской шум, видеть потоки людей и машин, плеваться от рекламы. Пожалуй, в наши дни Бетховену едва ли удалось бы сохранить величественность, а Моцарту – легкость гармонии.

О Happy 55 чаще всего пишут джазовые издания, а другие представляют их как «молодой джазовый коллектив». Но сами музыканты отказываются от жанровой резервации. Композиции группы затейливы и сюжетны. Например, в «Петушиных боях» клавиши Борисова нагоняют такой пафос, что ими можно было бы иллюстрировать Сталинградскую битву или строительство Братской ГЭС. Чувствуется, что бой будет насмерть, бойцы исполнены бесстрашия и решимости. А барабанные палочки Александра Битюцких имитируют шарканье шпор по земле, словно петухи кружатся в некоем птичьем кунг-фу. Но, достигнув экстремума, музыка вдруг меняет тональность – оказывается, что кровопролития и не предполагалось. Кто как, а я услышал целый роман о человеческих отношениях. Ведь петушиные бои – как бы не самый распространенный способ общения людей, чем бы они ни занимались.

Композиция «Котофей» – авантюрный роман. Чувствуется, что речь идет о жизни сильного и ловкого лесного зверя. Который охотится и сам подвергается опасностям. Может быть, водит дружбу с лесной колдуньей. В композиции звучат и радость движения, и мрачная природная мудрость. Но со временем перестаешь следить за поворотами сюжета и присоединяешься к медитации музыкантов, к кропотливой работе по разбору невротических завалов, с которыми мы все ходим на подобные концерты. Особо стоит отметить кларнет Геннадия Чухлова – вместо плохого крысолова нас встречает добрый пастушок, с помощью волшебного инструмента ведущий на лоно природы, к солнцу и зелени. Пусть и ненадолго.

Пожалуй, участников группы можно упрекнуть разве что в излишней затянутости композиций. Знаток с абсолютным ухом, возможно, найдет развитие темы среди повторяющихся вариаций, но для среднего слушателя вроде меня добраться до конца творения Happy 55 – все равно что несколько раз подряд прочитать одну и ту же главу романа (разумеется, хорошего). И несколько излишней, по-моему, была ставка на броские эффекты: внезапные переходы от плавных гармоничных эпизодов к урагану взбунтовавшихся инструментов, а также неожиданно продолжительные соло.

Не вполне удачным мне показались попытки внедрить в музыкальные конструкции стихи Иосифа Бродского и Осипа Мандельштама. Оба поэта слишком классичны в смысле формы, размывание их текстов в космическом хаосе Happy 55 не пошло на пользу ни музыке, ни песне. Пожалуй, здесь лучше подошел бы репертуар Леонида Федорова, лидера рок-группы «Аукцыон», с его дословесными стихами и смыслозвуками. Между тем у Ярослава Борисова есть собственная песенная программа, исполняемая соло под фортепиано. Вот там абсурдистские стихи порхали веселыми капустницами над строгими звуками клавиш, выглядели весело и уместно.

Фотографии Евгения Сорбо






Комментарии

Комментирование запрещено.