i Арт-группа "Квадрат"
Рисунок вместо лекции

Рисунок вместо лекции

Ноябрь 21, 2011 

Статья Анны Жидких, газета «Берег» № 117 (1400)

В Воронеже проходит фестиваль комиксов.
Фестиваль рисованных историй, «прописавшийся» в центре Черноземья на целых пять дней, способен заинтриговать одним своим названием: «КомМиссия-2011». В наш город (не первый, к слову, среди провинциальных) он прибыл впервые, хотя в этом году отмечает солидный юбилей: десятилетие.

Родившийся как событие андеграундное в столице нашей Родины, за время существования фестиваль превратился в одну из самых знаковых «фишек» московской выставочной жизни и вошел в пятерку крупнейших «собраний» комиксов в Европе. Потому как доказал публике: рисованные истории – важная часть современного искусства.

Приехал Чувак

В Москве главной площадкой фестиваля традиционно остается Центр современного искусства «ВИНЗАВОД». В Воронеже «КомМиссия-2011» освоила уже и освоит еще территории домов журналиста и молодежи, кинотеатра «Спартак», Воронежского института высоких технологий, крупнейшего торгово-развлекательного центра, галереи современного искусства «Х.Л.А.М.».

– Почему фестиваль появился в Воронеже? – повторяет мой вопрос директор арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков. – Потому что местные представители Молодежного правозащитного движения, одного из инициаторов мероприятия, много лет общаются с московскими организаторами фестиваля и прекрасно знают о том, чему посвящена их деятельность – это первый момент. Второй – арт-группа «Квадрат» давно намеревалась привезти в Воронеж художника Захара Ящина; мы давно были знакомы с его работами, и хотелось сделать выставку в Воронеже. Что и произошло в рамках фестиваля.

Персональная выставка художника из Орла Захара Ящина (который, кстати, окончил ВГУ) называется точнехонько в стиле комиксов: «Про Чувака». Главный герой рисованных историй Чувак – простой парень с непростыми душевными исканиями. Отчужденность, бедность, одиночество в толпе и прочие клише мегаполисной жизни «описаны» немудреными похождениями этого простака-Чувака. Само собой, возникают тут известные параллели и ассоциации (вспоминается тот же Дмитрий Пригов с его вечным «мильцанером»). Первопроходцем Захар Ящин не выглядит, но свежесть и непосредственность его рисунков – безусловны. У комиксов – свои узкие задачи, которые орловский художник блестяще решает.

Идеальный язык

В общем и целом фестиваль, если обобщить его функции, разрабатывает социальную тематику. Скажем, решает проблемы ксенофобии, толерантности и т.п.

– У молодежной аудитории есть потребность в интеллектуальной продукции, – продолжает Дмитрий, – которая может быть сложной в плане идейности и содержательности, но – облегченной по формату. Не слишком, скажем так, академичной, не занудно поданной; комиксы – из таких продуктов. Ребята, которые занимаются фестивалем «КомМиссия» в Москве, убедились в этом на собственном опыте. Они долгое время работают с детскими домами: существует специальная программа, реально помогающая учителям в воспитании. Делаются комиксы для подростков, рассказывающие о каких-то моментах социальной адаптации; детдомовцы, выходящие из стен учреждения в большую жизнь, могут таких дров наломать! Они просто не знают, чего делать нельзя. Поэтому проект активно продолжается: детям, в частности, он приносит конкретную пользу. Ведь ребенку многого словами не объяснишь. Ему что, надо сказать: «я тебя сейчас буду социализировать: вот сяду рядом – и начну»?.. Эту глупость никто слушать не будет. А тут придумана форма, позволяющая вовлечь молодого человека в процесс: нормальная, живая, естественная работа. И результативная. Комикс – идеальный язык для разговора с молодежью о сложных проблемах, поскольку его язык одновременно работает со смыслами, текстом и изображением.

«Респект» нам

Программа фестивальных выставок в Воронеже – широкая: от русского лубка – до современных российских и зарубежных комиксов. В Доме журналиста и «Спартаке» открыта основная экспозиция, в которой представлены лучшие, за десятилетнюю фестивальную жизнь, рисованные истории. На выставках демонстрируются произведения как российских авторов, так и – знаменитых европейцев, представителей Франции, Италии, Германии и других стран.

Кого именно фестиваль «КомМиссия» являет миру как лучших художников-комиксистов? Это известные мастера, способные излагать мысли коротко, ясно, а главное – наглядно. Именно они, в значительной мере, обеспечили такой важный пункт «КомМиссии», как международный комикс-проект «Респект». Проект представляет комиксы, ратующие за уважение к разным культурам, нациям, религиям, стилям жизни. Его девиз – «Ты не обязан любить соседа. Просто начни его уважать».

Воронежский институт высоких технологий (ул. Ленина, 73а, остановка «Работница») принимает выставку комиксов, которые художники нарисовали за пять дней работы в Москве – как раз таки в рамках проекта «Респект». Оперативка – дело всегда интересное, но, хочется верить, необычный фестиваль запомнится воронежцам не только зрелищной своей частью. Педагогам, специалистам по работе с молодежью и представителям общественных организаций предложено участие в круглом столе под названием «Как разговаривать с молодежью о сложном. Комиксы и анимация как инструмент».

От лубка до воркшопа

Если «копнуть» историю оте­чественных комиксов, с изумлением убедимся: она уходит, причем толстенными корнями, в неожиданно далекое прошлое. Доказательства чему скептики найдут в галерее «Х.Л.А.М.»: завтра в рамках фестиваля там откроется выставка «Русские народные картинки, сказки и забавные листы». В ее основе – копии лубочных (или, как их еще называют, народных) картинок из собрания Государственного Литературного музея, который по праву гордится своей коллекцией лубков: сегодняшний музейный фонд насчитывает около одиннадцати тысяч листов и считается одним из лучших в России.

Подробный разговор о событии – впереди; пока же заметим, что по своей сути лубок, особый вид печатных изданий, объединяющий изображение и текст – тот же комикс. Только сочиненный два-три-четыре века назад; в те времена былинные большинство лубков имело религиозное содержание, служило пособием для церковного образования. Хотя и светские листы создавались; называли их «потешниками» или «балагурниками». Печатались картинки с деревянных или медных досок, раскрашивались вручную и разносились офенями по городам и весям.

Есть возможность закрепить полученные на фестивальных мероприятиях знания на практике, причем самым непосредственным образом. В рамках фестиваля запланирована большая программа мастер-классов и семинаров: там можно порисовать под руководством маститых профи. Так, программой фестиваля заявлены мастер-классы комиксистов Тьерри Буара, Хихуса, Анастасии Галашиной и Захара Ящина «Секреты комиксостроения». А немецкая художница Элье Штайнер эксклюзивно проведет двухдневный воркшоп для старшеклассников одной из воронежских школ.

Организаторы не сомневаются, что воронежцы без особого напряга «причастятся» к обаятельному искусству комиксов. Потому что, как выразился один из классиков жанра, комикс – это диагноз. Дескать, пока не отболит – не отпустит; удостовериться в верности данного наблюдения лично у меня возможность была. Полистала я, благоговейно приняв из добрых рук организаторов, занятную книжонку – страничек эдак в двести. «Коротенькая» рисованная история – ни дать ни взять эпопея…


Фотографии Дины Бариновой, Юрия Крапивина и арт-группы «Квадрат».








Комментарии

Комментирование запрещено.