i Арт-группа "Квадрат"
Немой сериал

Немой сериал

Леонид Диденко

Апрель 12, 2011 

По загадочному совпадению концерты Валерия Дидюли в Воронеже проходят, как правило, в конце марта. В этом году, как известно, тепло не слишком спешило в наши края, и шутки про «пятидесятое февраля» были в большом ходу. Тем более кстати пришлось шоу Дидюли – достаточно горячее и энергичное, чтобы помочь слушателям дожить до прихода настоящей весны.

На сцене выстроились во фрунт пять акустических гитар на подставках. За ними, в глубине сценического пространства, две барабанные установки и клавишные. Как впоследствии окажется, в темноте скрывается еще много сюрпризов. Всего в своей программе музыканты группы «ДиДюля» используют более 30 инструментов. Но доминируют, конечно, гитары самого Валерия Дидюли, в отношение которого журналисты давно истощили весь запас комплиментов – от «виртуоза» до «одного из лучших в мире исполнителей». За последние десять лет музыкант из Белоруссии сумел не только завоевать себе место под солнцем российского шоу-бизнеса, но создать собственную нишу.

Пожалуй, концерт Дидюли можно сравнить с сериалом, где каждая композиция – эпизод со своим сюжетом. Хорошего, кстати, сериала, вроде «Хауса» или «Лайтмана». Кстати, один из альбомов команды называется «Неснятое кино». Не претендуя на чрезмерную проницательность, попробую вообразить, о чем этот сериал-концерт. У меня сложилось впечатление, что его главный герой – психотерапевт. Или ведущий тренинга по прикладной психологии. Кстати, и действует на сцене Дидюля как тренер, побуждающий участников преодолеть зажатость и страх, научится верить в себя, настраиваться на позитив и чему там еще учат на подобных собраниях.

Впервые главный герой появляется на сцене весь в белом, похожий на индийского гуру. В ходе представления несколько раз меняет одежду, с каждым разом на все более необычную и «неформальную». Как на корпоративных тренингах: в начале все в пиджаках и затянутых галстуках, а уже ближе к середине – в шортах и футболках. Как-то само так получилось… если не знать, что у тренера все стадии расписаны по минутам.

Кстати, другие участники группы «ДиДюЛя» одеты по-курортному: легкомысленные рубашки и футболки, полуспортивные брюки, а также банданы и даже пляжная панамка. Их вполне можно представить себе кампаний финансовых директоров или координаторов продаж в неформальной обстановке. Углубим образ: наш психотерапевт работает в приморском отеле, где проводит корпоративные тренинги. Судя по музыкальному полотну, упражнения бывают заковыристые. Одна композиция вполне может быть саундтреком к приключениям дайверов, другая – к первому в жизни полету на дельтаплане. Эмоции тщательнейшим образом дозируются – ничего слишком. Ни одной раздражающей ноты, ничего тревожного. В качестве негатива возможны только легкая грусть и сентиментальная задумчивость.

Корпоративные тренинги, особенно выездные, как правило, сочетаются с разными видами отдыха. В данным случае – весьма изысканными (какая пьянка, упаси Бог!). В музыке группы собрано практически все, что любит средний класс с претензией на культурность. Этнические мотивы – славянские (рожки и дудки), африканские (барабаны разных форм и размеров), ближневосточные и среднеазиатские (домра). Электроника, джаз, рок 30-40 летней выдержки… Часто кажется, что музыканты не дают концерт, а сами пришли на какое-то представление повеселиться, а инструменты попали к ним в руки совершенно случайно – за подобной непринужденностью, очевидно, стоит тщательная и долгая режиссерская работа. Дидюля – это дюжина концертов в одном. После такого шоу можно еще месяц уважать себя за культурность и духовность. Потом придется сходить куда-то еще. Например – на Хор Турецкого. Или «Виртуозов Москвы». Благо, они все ездят друг за другом, как пираты и индейцы на Небывалом острове с дистанцией в месяц-другой. Как будто следом не идет Капитан Крюк с будильником. А ведь рано или поздно разбудит…

Дидюля – Гришковец наоборот. Если последний давит из аудитории сентиментальную слезу, то первый – раскручивает зрителя на «бодрячок». И, надо сказать, с большим успехом. В первую очередь благодаря собственному примеру. С первой до последней минуты концерта с его лица не сходит широкая улыбка, а его пластика даже мертвых убедит, что они могут танцевать. Кстати, одна из небольших, но знаковых особенностей группы – на сцене они не произносят ни единого слова. Зато Дидюля и его коллеги очень выразительны в жестах. Это немое общение (и с залом, и между музыкантами) создает особую доверительную атмосферу, ведь взглядом и жестом могут общаться только очень близкие люди.

Однако надо отметить, что Валерий Дидюля действительно создал собственный стиль игры на гитаре, весьма далекий от фламенко, исполнителем которого его по-прежнему часто называют. Его мелодии выглядят довольно простыми и, пожалуй, несколько однообразными, но именно поэтому отчетливо узнаваемыми. Сам автор говорит, что берет сюжеты для композиций где угодно – поводом для мелодии может стать любая увиденная или пережитая ситуация, впечатления от природы и т.д. Почему-то слушая Дидюлю сразу вспоминаешь, что он белорус – есть в его музыке нечто неуловимо восточнославянское, но при этом – именно белорусское. Что-то очень близкое и в тоже время заметно отдельное. Как Беловежская Пуща с ее краснокнижными зубрами.

Не знаю, почему Дидюлю называют гитаристом-виртуозом. Во всяком случае, неспециалисту понять этого невозможно. Он не демонстрирует «культуризма», т.е. нарочито сложной игры, чтобы всем было видно, как это тяжело. Возможно Дидюля, как тот старый профессор консерватории из анекдота уже нашел свою единственную ноту и теперь играет только ее. Но по энергии и жизнелюбию его композиции не уступают тому же фламенко.

В общем, если у вас трудная весна, до отпуска еще далеко, а психотренингами вы не увлекаетесь – концерт Дидюли будет как раз тем, что доктор бы прописал. В дружественной обстановке вам за два часа почистят чакры, откроют каналы, покатают на воображаемой яхте и свозят на иллюзорное сафари. Может, после этого вы еще запишетесь в кружок латиноамериканских танцев.

Фотография Юлии Мироновой.


Комментарии

Комментирование запрещено.