i Арт-группа "Квадрат"
«Раритет, окруженный любовью»

«Раритет, окруженный любовью»

Леонид Диденко

Апрель 4, 2011 

Наверное, самый известный российский поп-художник Никас Сафронов практически накануне своего 55-летия открыл в Воронеже выставку картин «из мастерской». На 80 полотнах представлен практически весь спектр работ автора – от портретов мировых знаменитостей до произведений в изобретенном им стиле «dream vision». Сам Никас, поразив местную публику своей харизмой, тем же вечером улетел за границу – писать сначала афонского монаха, потом – итальянского олигарха.

Заданный поэтом вопрос «Кто масскультная икона для Отечества сынов, как для Штатов – кока-кола?» уже давно стал риторическим. Вопреки очевидно следующего по рифме Глазунова, это место давно занял Никас Сафронов. Полагаю, перечислять его регалии и медали не нужно – художник достаточно часто появляется и на телеэкране, и в прессе. За последние тридцать лет он написал портреты чуть ли не всех мировых знаменитостей, раздал бесконечное количество кистей и красок школам и детским домам, прочел множество публичных лекций о духовности.

В Воронеж Сафронов приехал с выставкой по личному приглашению губернатора Алексея Гордеева. В экспозиции – около 80 работ разных жанров, призванных отобразить многообразие творческой натуры художника. Посещение звездой музея имени Крамского началось с того, что начальник областного управления культуры Иван Образцов провел Сафронова по выставке народного костюма разных мест Воронежской области. Никас, как всегда, был любезен и доброжелателен, похвалил и организацию выставки, и сам музей, а у стенда с украинскими мотивами зачем-то рассказал анекдот про Степана Бендеру и пленных красноармейцев. После чего отправился открывать собственную выставку на третьем этаже музея.

– Никас Сафронов – самый… харизматичный из современных российских художников, – представил автора директор музея имени Крамского Владимир Добромиров, – а переставленные на выставке картины признаны лучшими… из его работ.
Видимо, совесть искусствоведа не позволила Добромирову назвать именитого гостя «талантливым», «самобытным» или даже «интересным». А что касается лучших работ, то «в любой луже есть гад, меж иными гадами иройский».

В ходе пресс-конференции выяснилось, что Николай Степанович не может произнести ни одной фразы, в которой не содержалось бы информации о его величии, признании, близком знакомстве с сильными мира и крупнейшими звездами шоу-бизнеса. Независимо от заданного вопроса.
– …на недавней выставке в Лондоне присутствовал принц Чарльз, который сказал, что и королям за честь получать и принимать приглашение Сафронова, а для принцев это просто долг и обязанность.
– …на днях я получил золотую медаль Российской Академии художества.
– …в Москве около трехсот тысяч художников и я в последние годы считаюсь номером один.
– …сегодня ночью я вылетаю в Грецию, где будут писать портрет православного монаха, который молится за Россию, оттуда в Италию, где мне будет позировать один очень богатый человек, потом ненадолго домой, а потом повезу в Гавану недавно законченный портрет Фиделя Кастро.

Кстати, свой патриотизм и духовность Сафронов тоже подчеркивает постоянно, используя их как щит против любой возможность критики (например, к словосочетанию «салонная живопись» он относится болезненно).
– Я только что зашел в церковь, к сожалению, не запомнил названия, она возле телевидения находится (Пророка Самуила), помолился и поставил свечу за Воронеж и за всех нас.
Честно говоря, после этих слов появились сомнения, что популярный художник бывает в храмах, расположенных в удалении от телецентров. Но как его после этого назвать салонным живописцем? Тем более, что техническое мастерство, тщательность в деталях, разнообразие приемов – бесспорны. Выставленные работы демонстрируют калейдоскоп техник и стилей: имитация живописи галантного века, русских передвижников, модернистов начала прошлого века, импрессионистов и сюрреалистов, вплоть до шершавого языка плаката («Раритет, окруженный любовью») и поп-арта Энди Уорхола («Яхта, окруженная экзотикой»).

Сам художник относит большую часть своих работ к сюрреализму, что особо подчеркивается длинными заковыристыми их названиями, так или иначе похожих на «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Хотя подобного результата в наши дни легко добиться с помощью фотошопа. Например, налепить на реалистический пейзаж дюжину зеркальных шаров, или запустить в небо над Большим театром силуэты призрачных балерин, над буддийским храмом – воздушных драконов, а в вашингтонский канал – каравеллу Колумба. Все должно быть понятно, узнаваемо и радовать глаз. И при этом иметь «изюминку».

Портреты кисти Сафронова – снова фотографии, и снова фотошоп. Джоди Фостер в окружении золотых рыбок, Моника Беллучи в драгоценностях и павлиньих перьях, Стивен Сигал, чей суровый лик выступает из грозового неба. А в цикле «Река истории» он прибег к приему, изобретенному пляжными фотографами конца позапрошлого века. Знаете, когда клиенту предлагают просунуть лицо в отверстие на фанерном щите, где изображена дольче вита или какая-нибудь фантазийная сцена. На воронежской выставке представлены Роман Абрамович в стальном нагруднике, Николай Скворцов в профессорской мантии и Пьер Ришар с короной в руках. Самого себя Никас изобразил в форме белогвардейского офицера с обнаженной саблей в руке. Пожалуй, это самый удачный из представленных портретов – в нем видна искренняя и бескорыстная любовь автора к натурщику.

Особенно стоит отметить пристрастие Сафронова к изображению женских ягодиц. При малейшем поводе этот элемент становится доминирующим в картине. Например, работа «Из жизни русалочки» – добротный импрессионистский пейзаж, силуэт Русалочки – и вылезающие за пределы полотна рельефные ягодицы. Эротика стала одним из коньков Никаса еще в перестройку, когда она была в диковину, но, понятно, эта тема не устареет никогда. Равно как и другой способ погладить зрителя по шерстке – обратиться к его внутреннему ребенку, населить пейзажи феями и эльфами, а тележку, изображающую машину времени, увешать воздушными шариками.

Так что, если у вас есть особняк площадью тысячу-другую квадратных метров, а в нем – гостиная, а также, скажем пятьдесят-сто тысяч свободных долларов, то купить и повесить там картину Сафронова будет, пожалуй, очень разумным решением. Нотр-Дам на ней будет лучше настоящего, даже еще и с ангелочками. Но главное произведение мастера коллажа и пиара – он сам, икона стиля, патриотичный и духовный в той степени, чтобы это не мешало получать удовольствие от жизни. Этим и объясняется аншлаг на открытии выставки – когда еще увидишь абсолютно счастливого человека?

Фотография: parere.ru


Комментарии

Комментирование запрещено.