i Арт-группа "Квадрат"
«Просто однажды возьмет и сбудется»

«Просто однажды возьмет и сбудется»

Леонид Диденко

Март 17, 2011 

17 марта в воронежской «Интернетике» состоялся концерт Олега Медведева, которого иногда по инерции называют «бардом из Иркутска», хотя даже ревнивое сообщество авторской песни давно признало его автором национального уровня.

Интересно, что концерты Медведева в Воронеже в последние годы собирают примерно одинаковое число слушателей – но всякий раз разных (за исключением нескольких старых друзей). Видимо, песни «иркутского барда» – это такие таблетки, которые действуют один раз и на всю жизнь. В крайнем случае, прием можно повторить.

Олег Медведев – автор, к которому слово «культовый» применимо значительно лучше, чем, скажем, к Квентину Тарантино. Практически вся его аудитория (пусть и не особо многочисленная) всегда воспринимала Олега как носителя некого чрезвычайно важного для них тайнознания. «Что-то он такое про жизнь понимает». Пожалуй, примерно также относились к Борису Гребенщикову или Егору Летову, позже – к Сергею Калугину. Скажем, Виктора Цоя многие любили и любят, но никто не назовет его гуру.

Впечатление о носителе эзотерического знания создавалось (вряд ли умышленно) при помощи намеков, из которых песни Медведева девяностых годов состоят практически полностью. Как в известном анекдоте, где гуру поручил ученику научиться левитации, чего сам не умел. Убежденный авторитетом учителя, неофит действительно научился летать. Или в романе Роджера Желязны «Князь света», где политический мошенник выдает себя за Будду и проповедует его учение – один из его последователей действительно достигает просветления.

Примерно так же поступал Медведев со своими слушателями, постоянно намекая им на возможность более духовной, более красивой, более содержательной жизни.
…И, казалось, вот он в толпе идет
И на нем в полоску пальто,
И о том, что он – Корабельный Кот -
Здесь никто не знает, никто.
Не видать лагун голубых в вертикалях его зрачков:
Он молчит потому, что нынче в мире расклад таков.

Олег Медведев – бард в классическом смысле слова, певец расправляющей паруса бригантины. Он звал слушателя туда, где «золотой леопард гулял по прелой листе», а «тигр выходит к морю и трогает мягкой лапой прибой». И в эти края, Африку, Южную Америку или побережье Ледовитого океана (там, по Медведеву, тоже есть тигры – «белые тигры Гипербореи») могут доставить таинственные самолеты («шизокрылые»), дирижабли, каравеллы и поезда – нужно только знать, с какого вокзала. На месте жизнь будет непростая: с копьем или автоматом, в шахте или за рулем трактора, с тяжелым веслом или непослушной рацией – но интересная, смелая, победительная. Мечта подростков всех времен и народов, недоступная нашим молодым соотечественникам ни пятнадцать лет назад, ни сейчас.

Кстати, как и барды-шестидесятники, он охотно обращается к романтике Гражданской войны, причем с красной стороны, за что многие считают его левым в политическом смысле автора.
…С той поры уж восемьдесят лет, почитай,
В Забайкалье помнят до сих пор старики,
Как Семенов бегал от Алехи в Китай
Словно клоп постельный от карающей руки.

Но, разумеется, как классики-шестидесятники, Медведев видит в красных героях только миф, сагу о героях, мечту о героической жизни, никак не связанную с конкретными историческим событиям (как мы знаем, грязными и кровавыми). Ведь и Леха-герой отказывается от награды от «главного комиссара в кожане» и отправляется на поиски невозможного Эльдорадо. Хотя, согласно «промелькнувшей мульке в сети» ему таки-удалось найти сказочную страну. Но, мало ли по Интернету бродит «мулек».

К сказочной тематике Медведев обращается едва ли не чаще, чем к романтике дальних странствий. Палитра настолько же широка – от Ивана-Царевича до Элли и Тотошки. Все они либо незримо присутствуют в нашей повседневности, либо заняты своими сказочными делами в местах, в которых в принципе может оказаться и читатель.

Разумеется, никакого тайнознанию у Медведева не было, и быть не могло. Но тогда легко было верить, что это исцеляющее учение в принципе существует. Хотя понятно, что человек, который с участливым взглядом подойдет к тебе на улице, с девяностопроцентной вероятностью окажется каким-нибудь виссанионовцем и мунитом.

В «нулевых» песни Медведева изменились. По инерции он продолжал темы, которые при вульгарном прочтении можно было воспринимать как «социальный протест» и «критику потребительства», хотя уже была очевидна усталость от этого исчерпавшего себя языка:
…А свиньи летят в Австралию, свиньи гордятся собою – что ты!
В планах машина, вилла, яхта, случка и опорос.
Свиньи летят в Австралию – свинонесущие самолеты,
Рыгая от содержимого, отрываются от полос.

Но тогда же он обратился к жутковатой лирике. Цикл песен, составивший основу альбома «Кайнозой» посвящен мучительной, запоздалой и нескладной любви слишком взрослого для безрассудной влюбленности человека.
…Так и выпали парню долгие дни в стране,
Где жгут его письма кипой – а не пиши,
Так и выпали парню бусинки на струне,
Семь капелек крови – нотки его души.

Вероятно, песни «Кайнозоя» связаны с какими-то тяжелыми событиями личной биографии, но о таких вещах Медведев распространяться не любит. Однако некоторое время спустя бард либо научился жить с «полсредцем», либо отрастил себе недостающую часть. Его относительно свежие (за последние пять лет) вещи – возвращение к той же романтике двадцатых-шестидесятых-девяностых, но на новом уровне. Теперь к ней не нужно рваться в дали пространства и времен – ее достаточно держать в сердце и замечать в окружающих. И тогда:
Сказка, моя эфемерная спутница, долгожданная весть,
Просто однажды возьмет и сбудется целиком, вся, как есть.

Впрочем, судя по концерту, старые песни еще нужны – новым романтикам. Аудитория медведевских концертов – от восемнадцати до сорока пяти. Первые любят ранние песни, последние – современные. Будем надеяться, что Форнит не оставит гитару Олега Медведева, а новые шаманы расчехлят новые бубны.


Комментарии

Один комментарий на “«Просто однажды возьмет и сбудется»”

  1. x_san on Март 17th, 2011 17:19

    «Разумеется, никакого тайнознанию у Медведева не было, и быть не могло. Но тогда легко было верить, что это исцеляющее учение в принципе существует. Хотя понятно, что человек, который с участливым взглядом подойдет к тебе на улице, с девяностопроцентной вероятностью окажется каким-нибудь виссанионовцем и мунитом.»

    обещал жениться, но обманул? :) ))

    я думаю, претендуй, не претендуй, дело не в тайном знании.

    у каждого из нас есть своё Эльдорадо – и когда в очередной раз едешь в Дивы, на Байкал, на Мангуп, к чёрту на рога или просто выходишь на трассу – ты едешь в своё Эльдорадо.

    а когда возвращаеьшся назад в город и цивилизацию – оно всё равно всегда с тобой :)

    и песни – это не исцеляющее учение, они просто говорят, что Эльдорадо есть :) а дальше каждый сам выберет свой поезд и свой вокзал :)