i Арт-группа "Квадрат"
Немного о перформансе и не только

Немного о перформансе и не только

Декабрь 12, 2010 

В качестве отчёта – статья Натальи Бакиной
Газета «Воронежский курьер» №139

Что вы знаете об искусстве перформанса в России? Скорее всего, что-то отрывочное, в единую картину так и не связанное. А о перформансе 1970-х – 80-х годов в ГДР? Я тоже… Поэтому с большим интересом и жаждой знаний пришла на семинар «Неофициальное искусство в России и Германии: история и современность», который прошел 3 – 4 декабря в Доме молодежи.

В качестве участников были заявлены с немецкой стороны искусствовед, куратор Юлия Курц (Лейпциг) и художница Андреа Гюнтер (Лейпциг), с российской стороны – искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков и искусствовед, старший научный сотрудник отдела новейших течений ГТГ Кирилл Алексеев. Семинар организован арт-группой «Квадрат» при участии Немецкого культурного центра им. Гете, Международной сети «Молодая Европа», ГУ «Областной молодежный центр» и является частью программы, посвященной истории и философии российского искусства ХХ века.

В нашем городе среди определенной публики, в основном молодежной, наблюдается стойкий интерес к актуальному искусству, поэтому внимание к семинару было предопределено. Аншлага не наблюдалось, но, судя по тому, что пришедшие упорно не покидали промерзший зал Дома молодежи в течение трех часов, происходящее имело для них немалую важность.
Почему именно Россия и Германия? Потому, что определенные параллели в истории ХХ в. (2-й половины ХХ в.) наших стран очевидны. Диктат идеологии, подавление личных прав и свобод граждан, жесткое навязывание эстетической программы соцреализма – одна сторона медали. Но в те же годы, параллельно, существовало другое искусство, не подчиняющееся официальным циркулярам.

Истории искусства нонконформизма в 70-е – 80-е годы и был посвящен первый день работы семинара. Выступление Юлии Курц оказалось довольно продолжительным. Трудно не согласиться с основными тезисами доклада: утопия в искусстве ГДР реализовалась в короткие сроки; искусство такого типа могло сложиться только при репрессивном режиме. Система художественной жизни в социалистической Германии выстраивалась во многом с оглядкой на опыт СССР. Та же жесткая система распределения мастерских, государственных (а других не могло быть) заказов, организации выставок. И, несмотря на угрозу не иметь ничего этого никогда, в Восточной Германии были художники и целые творческие группы, которые больше благ, предоставляемых властями, ценили свободу высказывания. Искусство немецкого нонконформизма было довольно разнообразным. Группа «Мосты» ориентировалось на эксперименты 1920–х годов, группы «Пробел», «Клара Мош» разрабатывали не поощряемые официальной пропагандой темы. Эти группы практиковали перформанс как искусство протеста, идейно и эстетически противостоящее официозу. Протест мог выражаться в разных формах: как игнорирование требований властей, как их прямая критика, как негация и иронизация всего, связанного с принятыми тогда нормами жизни. Любопытно, что многие группы и художники-акционисты прекратили свою творческую деятельность с начавшимися политическими переменами.
Доклад Кирилла Алексеева «Полвека российского акционизма. Экстремизм и консерватизм русского искусства на рубеже веков», обозначенный автором как «дайджест» вызвал бурные дебаты. Вопросы и просто реплики сыпались во множестве. Спрашивали и о связи перформанса традицией юродства, и о том, как сопрягается перформанс в Восточной Германии и Советском Союзе, и об отдельных тематических ответвлений перформанса, является ли перформанс, вообще, искусством, что в нем от искусственности, а что от творческого порыва, зачастую неконтролируемого.
Работа первого дня семинара закончилась вполне в духе заявленной темы – перформативно. Описывать происшедшее – бессмысленно. Всё случилось спонтанно и незапланированно – настоящий перформанс!

Главной темой второго дня работы семинара стала современная ситуация в искусстве. Докладчиками выступили Кирилл Алексеев («Перформанс и территории свободы в советском и постсоветском пространстве») и Кирилл Светляков («Искусство «за» и «против» художественного производства в эпоху институций»). Радикализация и политизация перформативных программ, коммерциализация и институциализация искусства, восприятие, а точнее – неприятие, актуального искусства широкой общественностью – жгучие проблемы современного российского искусства.

Остается надеяться на продолжение успешно начатого цикла семинаров, впрочем, организаторы не оставляют нам в этом сомнений.


Фотографии Дины Бариновой, Евгения Кравцова, Павлины Мартину.


Комментарии

Один комментарий на “Немного о перформансе и не только”

  1. Полина on Март 9th, 2012 13:29

    Дорогие друзья, а нельзя ли как-то более подробно ознакомиться с текстом доклада «Искусство, общество и локальные группы – перформанс как политическое действие в 70-80-е годы в ГДР»? Мне очень-очень надо. Взамен могу предложить свое содействие, если вам понадобиться что-то, связанное с такими московскими институциями как «Художественный журнал» (я там довольно долго работала редактором) или «ЦСИ Гараж» .