i Арт-группа "Квадрат"
Открытая лекция «Современная книга художника (аrtbook)»

Открытая лекция «Современная книга художника (аrtbook)»

Март 29, 2010 

1 апреля 2010 г. в 17-00 в рамках открытия выставки «Ручная книга» в Музее истории ВГУ состоится открытая лекция одного из ее участников художника Михаила Молочникова «Современная книга художника (аrtbook)».

Михаил Молочников – российско-германский художник, родился в Москве в 1963 году. В 1984 году окончил Московский архитектурный колледж. С 2004 года – член Немецкого союза художников ВВК. Живет и работает в Германии, в Берлине c 2001 года.

Виталий Пацюков о художнике Михаиле Молочникове:

«Заканчивается 20-е столетие. Hаступает вечерение мира, образование в его сумерках множества тайных, интимных духовных миров. Искусство окутывается тайной, приобретает потустороннее зрение. «Сова Минервы вылетает в сумерки», – любил повторять Гегель. Немногим художникам удается выразить это уникальное состояние времени, когда исчерпывается историческая идея и расцветает метафизичесая, когда исчезает прожорливая гусеница цивилизации и неожиданно выпархивает ее бессмертная душа – культура.

Творчество Михаила Молочникова принадлежит этой уникальной фазе истории, этой сфере прозрения, когда заостряется метафизическая чувствительность к последним вопросам бытия. Отсюда и его внутренние искания – гностицизм и герметизм, магия и метафизика, органичное сближение неопифагорейства с искусством дзен и тантризмом. Собственно саму жизнь художника невозможно отделить от его творчества – она не менее загадочна, чем его искусство и полна таинственных знаков и мистических происшествий – как бы слепок с его сакральных масок и лабиринтных структур.
Созерцая картину мира, он ищет опору в доренессансных культурах, когда оптическое и дистанцированное восприятие мира не являлось верховным арбитром. «Мы – существа незримые», – вслед за Метерлинком повторяет Михаил Молочников. Композиции художника хранят в себе мир зазеркалья, и достаточно сделать шаг, чтобы очутиться с обратной стороны реальности, в мире духовных и таинственных сущностей, сопричастных миру Борхеса и Набокова. Его инструментарий включает в себя сны, свободные ассоциации, высвечивание фундаментальных слоев подсознания, вторжение в самые заповедные глубинные сферы психического. Встает подлинная всеобщность образов, получающая иногда вселенскую масштабность, генерируя образы мандалы. Отсюда и «праздничное безумие» художника, и парадоксы, и вызывающая эксцентричность, срифмованная с медитативностью, и непокорная насмешливая игровая свобода, что опрокидывает все нормы и правила.
Безусловно, эта художественная система связана стилистически с постмодернизмом, его «магической» линией, рационализацией иррациональных сил. Она актуализирована ситуацией, когда предчувствуются коренные изменения, когда нарушаются устойчивые жизненные уклады и происходит глубокие сдвиги, как сегодня в России.

Однако, в отличие от многих своих современников, Михаил Молочников не прикован к ситуации, замкнутой определенными датами. В его работах далекая, в сущности, временная перспектива. Это поэтика вечных и неизменных начал жизни, проходящих, как катарсис, через хаос и алогичность, ведущая в конечном счете к глубоко положительным и конструктивным результатам.
Какую информацию сообщают композиции Михаила Молочникова? Заглядывая в будущее, мы, современники мастера, задаем вопрос, смогут ли наши потомки в зеркале его книг, масок, лабиринтов, ширм получить представление о людях нашего времени и о нашей жизни ? Очевидно, это будет совершенно особая информация – о том, как люди видели себя изнутри, об их сомнениях и страхах, об их предчувствиях и самопредостережениях, об их самоиронии, и об их вере в устойчивые ценности».

Основные персональные выставки Михаила Молочникова
в Москве:
2000 г. – «Танцы Кали-Юги», галерея «Дом»;
1999 г. – «Чувственное проникновение», отель Гранд-Мариот;
1997 г. – «М-16», галерея «Велта»;
1996 г. – «Птицы-рыбы», галерея «Велта» и галерея «Дар»;
1995 г. – «House of Shchukin», муниципальная галерея «Геликон»;
1992 г. – «Тайные знаки», галерея «А 3»;
в Германии:
2005 г. – «Объекты и рисунки 1999-2005»”, Gallery «GAD»;
2006 г. – «22», Gallery GAD.

Участник более чем 70 групповых выставок (в т.ч. международных бьеннале и международных книжных ярмарок) в России, Германии, США, Японии, Великобритании, Франции, Польше, Македонии, Египте.

Основные музейные собрания, в которых находятся работы художника:
в России – Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Музей АRТ 4, Государственная библиотека им. Ленина (Москва), Государственная Калининградская художественная галерея (Калининград);
в США – Kolodzei Art Foundation, Нью-Йорк; Special Collections Librarian / Joan Flasch Artists’ Book Collection, Чикаго;
в Германии – The State Museum-Kupferstichkabinett, Берлин; Reinhard Grüner, Мюнхен; Gutenberg-Museum, Майнц;
в Египте – The Alexandria library, Александрия;
в Македонии – Museum of Contemporary Art, Скопье.


Комментарии

Комментирование запрещено.