i Арт-группа "Квадрат"
Современное искусство: добро пожаловаться!

Современное искусство: добро пожаловаться!

Евгения Глуховцева

Сентябрь 13, 2009 

Загадка. Человек впервые приехал в Москву. Погулял по Красной площади. Прошелся по Арбату. Сфотографировался у Царя-пушки, Царя-колокола и рядом с бородатым актером, изображающим Ленина. Потом отправился в Третьяковскую галерею – как же без этого? Не разобравшись, поехал не в Лаврушинский переулок, а на Крымский вал. Там человек увидел такое… Испугался, округлил глаза, стал судорожно искать книгу жалоб. Что он в ней написал?
Ответить на этот (и не только) вопрос смог Кирилл Светляков, заместитель заведующего отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Разгадка оказалась такой:

Часто посетители пишут в «Книге жалоб и предложений» следующее: «Как вы докатились до всех этих Кабаковых с Куликами?» Сетуют на то, что в крупнейшем национальном музее выставляется такая «гадость»: то человек-собака, то мусор, и как это вообще возможно? А не так давно в газете «Завтра» двадцать деятелей российской культуры и вовсе опубликовали обращение к министру культуры, где заявили, что Третьяковская галерея оказалась в упадке из-за современного искусства… Такие случаи бывают, но в целом я могу сказать, что к нам чаще ходят люди, которые хотят во всем этом разобраться. Правда, нередко говорят: «Да, я все понял, но признайтесь, ведь это не искусство». Они считают, что мы их просто обманываем, и все это какая-то профанация. На самом деле любое искусство это всегда игра, в которой многое зависит от контекста, и главное – от зрителя и его способности к комментариям. И когда посетитель начинает осознавать, что от него многое зависит, ему уже становится интересно.

Как зритель может удостовериться, что вы не обманываете его и что перед ним действительно произведение искусства?

Качество произведения искусства определяет экспертное сообщество: отзывы, критика, статьи, которые появляются на художественный прецедент. К тому же, прежде чем попасть в коллекцию музея, произведение «обкатывается» на выставочных площадках. Но главный критерий следующий: произведение искусства должно что-то изменить в системе отношений к искусству, к художнику, к пространству, к самоощущению зрителя. Существуют самые разные уровни отношений, на которые искусство способно повлиять. Этим современное искусство ничем не отличается от традиционного, потому что любая картина, которую мы считаем шедевром, когда-то что-то изменила в системе вещей.

Но все-таки традиционное и современное искусство в Третьяковской галерее находятся в весьма сложных связях…

Да, современное искусство в Третьяковской галерее – особая история. Музей представляет работы художников огромного исторического промежутка: от иконописи до современного искусства. При этом многие забывают, что сегодняшние произведения современного искусства шокируют также, как когда-то шокировали работы, созданные передвижниками, мастерами группы «Бубновый валет», супрематистами и т.д.. Поэтому Третьяковской галерее уже нельзя остановиться и сказать себе: «Стоп, дальше не собираем!». В противном случае музей действительно станет мемориальным собранием. Современное искусство нужно традиционному музею и по другой причине. В последнее время сотрудники отделов 18-19 веков стали задумываться над концепциями выставок. Если раньше они говорили: «Мы покажем ретроспективу Рокотова», то сейчас рассуждают: «Вот будет выставка: ранний Рокотов, зрелый, поздний… А концепция-то в чем? Что именно мы хотим сказать?» И они начинают думать, как интереснее показать художника, какую найти проблему. Это все стимуляция со стороны современного искусства, ведь оно полностью состоит из проблем и концепций.

Кто занимается отбором экспонатов в коллекцию современного искусства Третьяковской галереи?

Этим занимается экспертный совет галереи, в который входят представители всех научных отделов музея. Они не всегда разбираются в современном материале, так же, как я, не очень разбираюсь в 18 веке. Но эти люди представляют себе логику всего собрания. Вы видите одну вещь, а они видят тот большой ряд, в который эта вещь попадает. Поэтому я считаю, что их недостаточная компетентность в конкретном узком периоде здесь не имеет значения.

Какие произведения искусства экспертный совет не может принять в музей?

Если не принимаются какие-то вещи, то в этом можно винить скорее меня и сотрудников нашего отдела. Это значит, что мы не сумели адекватно описать и показать работы. В целом же экспертный совет не может себе позволить принять, например, иконы с порнографическими стикерами в качестве клейм, и не только потому, что наши сотрудники представляют себе реакцию зрителей. Коллекция Третьяковской галереи, по причине своего центрального положения, являет собой некий свод законов искусства. И когда человек приходит и видит, что это стало нормой, он испытывает шок – не из-за самого произведения, а из-за наличия этого произведения в Третьяковской галерее. Это просто не тот формат, в котором подобные произведения могут быть показаны. Для них существуют другие площадки и своя специфическая аудитория.

Какую-то работу по пропаганде современного искусства Третьяковская галерея ведет? Другими словами, как вы привлекаете посетителей?

Мы проводим специальные лекции, плюс приводим в музей студенческие аудитории. Среди них много учащихся художественных ВУЗов, и их интерес не только теоретический, познавательный, но и практический: они хотят себя попробовать. Некоторые из них убеждены, что создавать современное искусство легко. У нас есть акции типа «Ночь музеев», где молодые художники могут показать свои произведения в музейном пространстве и понять, куда им двигаться дальше.

В девятнадцатом веке Третьяков, собирая коллекцию, выработал особые способы работы с современными ему художниками. Что поменялось в этих принципах больше, чем за век?

Третьяков открыл демократическое искусство, рассчитанное на широкие массы. Он добавил еще один сегмент в ту структуру, которая была до этого – императорскую. Театр был императорским, академия – императорской, и так далее. Третьяков начал работать с третьим сословием: передвижные выставки – это уже не дворцовая культура. Сегодня в работе с художниками стало очень многое зависеть от куратора. Часто это можно назвать сотворчеством куратора и художника, когда совместно разрабатывается идея. Правда случается, что художник приходит без идеи. И когда ты просишь рассказать, что бы Вам хотелось сделать, он говорит, скажите, что вам нужно, я так и сделаю. Это неправильно, идею должен видеть в первую очередь сам художник, иначе его произведение окажется чисто ситуативным продуктом кураторского заказа, а это всегда очень видно как в ситуации с произведениями соцреалистов.

А поменялось ли что-нибудь в системе отношений «зритель-произведение искусства»?

Да, поменялось. Если парадигма девятнадцатого века была «гений-шедевр», то сейчас «профессионал-проект». Современные художники просто не мыслят «шедеврами» и в большей степени ориентированы на создание ситуативных работ в контексте актуального процесса. При этом зрители ожидают от них чего-то большого, серьёзного и вечного, хотя сами живут в условиях одноразовой цивилизации. Причём российский зритель до сих пор подсознательно хочет, чтобы произведение искусства имело свойства чудотворной иконы – исцеляло и просветляло. Это некоторая инерция культурной традиции, но в ней и заключается специфика российского художественного контекста.


Комментарии

Один комментарий на “Современное искусство: добро пожаловаться!”

  1. Александр on Август 25th, 2011 22:07

    Есть общечеловеческие традиционные ценности от которых т.н. современное искусство, пребывая в постмодернистком состоянии, отказалось и полностью завело себя в тупик. Даже определить рамки современного искусства актуальные художники, кураторы, галеристы до сих пор не в состоянии, о чём говорят их безрезультатные, непрекращающиеся дискусы .

    _1. Проект «современное искусств» как социальной критики провалился, то живое – искусство как становление – что было в постмодернизме исчезло.

    _2. Причины этого двойственны: с одной стороны художественное сообщество, создавая социально-критические проекты лукавит, честнее работать реально в поле социального (вы помните, случаи когда искусство спасло мир? только без метафор); с другой стороны: искусство очень четко подстраивается под запрос рынка.

    _3. Интерес рынка к полю искусства провоцирует создание и культивирования нового образа творца , рынок требует создания «элитарного» авторского продукта (мы вновь оказываемся в ситуации модернизма).

    _4. Этот новый пласт современного коммерческого искусства – некоторая сумма вожделений и образов манящих массовое сознание (тело, дети, смерть).

    _5. Что делать искусству как искусству? придти к новой искренности, а новая искренность анонимна.