i Арт-группа "Квадрат"
Две личности и одна несвобода

Две личности и одна несвобода

Июнь 1, 2009 

Отчет с семинара о российском искусстве ХХ века. 30 мая 2009 г.

История искусства – это рассказ не только о художнике, власти и творчестве. Эта история повествует прежде всего о нас самих, то есть о зрителях. Российское искусство XX века – не исключение. Тема семинара поставила вопрос о выборе между личностью и государством в искусстве 20 века. Под словом «личность» очевидно прячутся двое: художник и зритель. Выступления всех участников семинара позволили взглянуть на художника и зрителя с разных сторон, но в очередной раз подчеркнули, что они всегда были неразлучны.

otchet_01.jpgВот о них говорит Евгений Камбалин, мы мысленно переносимся в выставочный зал и видим, как зритель, склонив в бок голову, с легкой ухмылкой смотрит на художника и ждет от него не картины, а шоу. Художник в свою очередь, зная желания зрителя, это шоу готовит, ваяет и демонстрирует. А то и вовсе протягивает зрителю руку и приглашает его принять участие в действии – самому стать творцом. Возмущенное общество говорит, что искусство таким образом падает в черную дыру, но XX век диктует свои правила, говоря, что полноценного общества не может быть без такого свободного искусства. Так XX век утверждает за собой право шагать в будущее, и совсем не желает падать в пресловутую черную дыру.

otchet_02.jpgДоклад Елены Титаренко переносит художника и зрителя в начало XX века, где художник, долго возвышавшийся до этого в сознании людей над толпой «простых смертных», вдруг спускается к зрителю, обнимает его и начинает говорить с ним на странном, понятном и непонятном одновременно языке. Власть недолго дает художнику возможность писать в такой свободной манере, и в 32-м году накрывает любое творчество колпаком «правильного» и «понятного» соцреализма. Авангард отправляется в подполье, десятки лет спустя выходит на волю, но противостояние традиционного и нетрадиционного искусства остается навсегда.

otchet_03.jpgЗритель в докладе Кирилла Светлякова пришел к творению художника как к иконе. Кирилл утверждает, что издавна искусство воспринимается русским человеком, как нечто высшее, сверхъестественное. Однако искусство второй половины XX века рождает странные объекты – и придя в музей, человек вместо картины может увидеть гору мусора. «Что же мне, на мусор молиться?» – спрашивает возмущенный зритель. «На мои произведения и не нужно молиться» – говорит художник. Такой диалог-непонимание происходит в атмосфере постоянной несвободы. По мнению Кирилла, свободное и несвободное искусство в XX веке – это миф. Искусство всегда ангажировано, и нацелено на то, чтобы в любом случае быть проданным на рынке. На место социалистической идеологии приходит идеология рынка и шоу-бизнеса. А значит, современное искусство по-прежнему несвободно.

otchet_04.jpgПраво подвести итоги семинара предоставили слушателям, которые задали выступающим много вопросов. Дискуссия удалась. Однако вопрос свободы и несвободы художника по-прежнему остается открытым. Зритель в ожидании склонил голову в бок.

Евгения Глуховцева.
Фотографии Сергея Березы и Евгении Глуховцевой.


Комментарии

Комментирование запрещено.