i Арт-группа "Квадрат"
Альбина Синёва. Портрет поэта-огородника в стихах и застольных  беседах

Альбина Синёва. Портрет поэта-огородника в стихах и застольных беседах

Татьяна Юрина

Май 31, 2009 

Разрешите представить – Альбина Синева ее зовут. Воронежский поэт современной формации. На счету – три сборника в виде книжек и множество стихов в бескрайних степях Интернета. Журналист, ведущая собственного жж и вообще человек, подверженный всяческому интерактиву, о чем говорят регулярные появления на выставках, фестивалях и разного рода поэтических акциях. Последняя называлась «Красное и черное: стихи двух мастей», происходила в библиотеке ВГУ при известном скоплении любознательного народа, преподносилась как куртуазный поединок и посвящена было дню святого Валентина. Арт-Квадрат писал об этом много и хорошо. Без преувеличений – это было одним из ярких поэтических событий в жизни города. Но год назад. А сейчас мы сидим пьем чай и другие горячительные напитки, закусываем и беседуем…

…о «вообще» поэзии

Что можно считать наилучшей формой существования современной поэзии? С одной стороны можно проводить поэтические вечера, с другой – есть Интернет бескрайний…
Интернет как раз пугает своей бесконечностью. Например, всероссийский сервер стихи.ру еще несколько лет назад был тем местом, где можно было найти что-то действительно интересное и стоящее. Но потом туда пришли все, кто могут срифмовать «ботинки-полуботинки», и стали рифмовать-рифмовать… И многие действительно стоящие поэты просто ушли оттуда, ибо как-то стыдно стало…
А есть порталы, которые действительно специализируются на качественной современной литературе. Например «Литературная карта России». Существуют по принципу журнала. Но до них еще добраться надо…
Но вообще я не знаю, есть ли сейчас оптимальные способы существования поэзии. Знаю, что книжки – это хорошо! Эта магия печатной книги никогда не исчезнет, уверена, это правильно. Так приятно держать книжку в руках, перелистывать, вдыхать запах книжных страничек… Гораздо лучше, чем пялиться в монитор. Но как их продавать? А если издаешь книжку сам? Вот получаешь драгоценный тираж, радостно развязываешь веревочки, вся эта куча книжек рассыпается по комнате… и что дальше?
Я что хочу сказать. Пути господни всегда оптимальны. И неисповедимы. Что-то обязательно произойдет, если так надо. А путей много…
Знаешь, один из моих знакомых поэтов потрясающе честно ответил на вопрос «зачем пишете стихи?». «Чтобы меня любили», – сказал он. Меня поразил его ответ. Честно же!
А ты зачем пишешь?
Меня процесс привлекает. Мне очень хорошо, когда эта каша заваривается внутри. Когда можно изумиться: «Да как же хорошо получилось-то!» и счастливо уснуть в обнимку со стихотворением. Гармония в мир внесена и все замечательно!
На твой взгляд, что происходит в поэтической жизни Воронежа сейчас, если говорить именно о подобных публичных событиях?
Вообще я нечасто хожу на поэтические вечера. Например, университетский проект «Поэтоград» мне не очень интересен, хотя свои вечера они устраивают регулярно. Иногда происходит действительно нечто интересное. Приезжала совсем недавно замечательная московская поэтесса Ольга Седакова, полный зал народу в Доме актера был. Очень люблю ее стихи! Уже 20 лет существует клуб «Лик». Хорошим получился вечер футуристов в галерее Х.Л.А.М.. И там же – открытие выставки Ирины Затуловской, художницы, в картинах которой есть цитаты из Мандельштама и Платонова. Я нашла именно эти стихи и читала их на вечере. А сама выставка называлась «Платон, Платонов и Мандельштам».
Последним событием из разряда подобных стал вечер молодых московских поэтов Даниила Файзова и Юрия Цветкова…
Я глубоко уважаю Файзова и Цветокова, потому благодаря их объединению «Культурная инициатива» много чего интересного в Москве происходит, кто-то приезжает-уезжает-выступает. В том числе и поэты провинциальные. Например, наш Александр Анашевеч более известен в Москве. Поэты – они сидят каждый в своей норке и что-то пишут. А чтобы все это вытаскивать на свет божий – тут нужен особый талант.

…про тяпки с огородами и прочее рукоделие

Сейчас я открою страшную тайну – есть в моей жизни вещи, которые занимают не меньше чем поэзия. Например, еду с юга, волоку оттуда пальмовые черенки необыкновенные и вот делаю такое (показывает на рукотворный торшер и улыбается) Я и мебель могу… Для выставки в Х.Л.А.М.е смастерила «Столик для написания стихов». Есть компьютерный стол собственного дизайна. Сделан из станины к старинной швейной машинке.
А вот что обожаю! Поковыряться в грядке, посадить цветочки и наблюдать за ними. Каждую зиму не могу дождаться весны, когда приеду на дачу с лопатой и секатором.
Так ты поэт или огородник?!
Я – огородник! Это более предсказуемое удовольствие. Я не могу планировать, когда напишу стихотворение. Но я точно знаю, что выходные проведу на даче, копаясь в своих грядках! (смеется) Как у Пелевина: «Я не люблю стихи и не пишу их. Да и к чему слова, когда на небе звезды…»

…про личное в поэзии

А кто из поэтов оказал на тебя наибольшее влияние?
Цветаева. Бродский. Мандельштам. Маяковский. Глыбы такие. Другие имена меняются. Но эта четверка – основополагающая.
С почитанием Мандельштама есть в нашем городе какая-то проблема. Улицы нет. Вокруг памятника было много неприятных разговоров. Казалось бы, самое лучшее – читать его стихи. Причем хорошо читать. Но этого тоже не происходит.
Много, нудно и пафосно – это, скорее, свойство людей, которые берут на себя смелость писать или говорить о Мандельштаме без понимания, а для чего ж вообще это нужно. А что лично я могу сделать? Я приглашаю гостей в то место, где жил Мандельштам. Вот он – домик в переулке Швейников, «груша да черемуха»…
В свое время возникла идея с переименованием улицы. Но для этого нужно было получить согласие всех жильцов. Если бы они согласились, то для них началось сущее мучение с переоформлением документов. И никто помогать им не стал бы… Поэтому улица Мандельштама нам не светит…
Интересным получился памятник, да. Хотя я немного боялась, когда шла на открытие. Наши памятники ведь один другого краше – то тебе Бунин с собакой вместо ноги, то Платонов, который с горки катится, да никак не скатится, а то и пол-Пушкина. Поэтому я побаивалась, что ж там придумают. Но он меня скорее успокоил. Хорошо, что он не на постаменте, а на земле стоит…
Поэтические вечера – традиция, которой уже не один десяток лет. Каковы, на твой взгляд, должны быть современные? Какой поэтический вечер тебе был бы интересен?
Мне понравилось, то, что получилось у нас с Александром Анашевичем – я имею ввиду вечер «Красное и черное» – куртуазная дуэль в честь святого Валентина. Дуэль Дамы и Валета. Я читала стихи со стремянки – она там случайно оказалась, и мы ее решили использовать, раз уж ружье на сцене должно выстреливать… Тем более я… невысокая… Влезла я на эту стремянку, на каблуках, чуть не навернулась, да святой Валентин поймал. Мы с Александром попеременно читали стихи в несколько раундов. А слушатели выбирали карты и таким образом голосовали. Потом подсчитали итоги дуэли. Я очень порадовалась, что победил Анашевич, хотя была уверена, что я выиграю. Такая игра получилась, ну отлично просто!
Не должно быть так – пришел поэт и – бу-бу-бу – стихи бубнит непонятно для кого. Должна быть идея. Интерактивность. Хорошо, если чтение сочетается с художественным или музыкальным рядом. Или с тем и другим вместе. Интересно, когда в одном вечере собираются поэты разные. Должно быть действо, маленький спектакль, где есть начало, развитие и конец. И, слава богу, есть люди, которые умеют этим заниматься. Традиции тем и хороши, что иногда они могут меняться.


Комментарии

Комментирование запрещено.